Консультация для родителей дошкольников «Как развивать ребенка в домашних условиях»
09.11.2022Консультация для родителей дошкольников
«Как развивать ребенка в домашних условиях»
Не секрет, что дети разного возраста лучше всего воспринимают и запоминают информацию, поданную в игровой форме. Развивающие игры и занятия по различным методикам сегодня широко применяют в многочисленных детских центрах и студиях раннего развития. Можно водить ребенка на такие занятия, а можно дома организовать полезный и интересный досуг для малыша.
Развивающие занятия для детей от года до 2 лет
Важно помнить о такой ментальной особенности маленького ребенка, как способность удерживать внимание на каком-то занятии не дольше 5-10 минут. Поэтому хорошо было бы менять деятельность через короткие интервалы времени. Лучше заниматься утром или после дневного сна.
Для самых маленьких будут интересны активные игры для выплеска энергии или творческие занятия, полезны игры для развития мелкой моторики, а также изучение цветов, форм, размеров. Увлекательным занятием может стать познание окружающего мира вместе с мамой. Многие из этих занятий можно совмещать с прогулками на свежем воздухе.
Ребенок в возрасте от одного до двух лет осваивает навыки самостоятельной ходьбы. Кто-то уже делает это уверенно, кто-то лишь пытается топать, отпустив мамину руку. Самостоятельные движения нужно поощрять и поддерживать. Можно вместе с малышом сделать простую гимнастику: помахать руками, поднимать поочередно ноги, попрыгать на месте, поприседать. Весело будет вместе потанцевать под ритмичную музыку или устроить догонялки. Можно поиграть в прятки.
Крайне важны для ребенка одного-двух лет занятия на мелкую моторику, они очень полезны для ментального развития. Обязательное условие — эти игры и занятия должны контролироваться взрослым. Можно использовать развивающие игрушки, а можно играть с подручными материалами, которые найдутся в каждом доме.
Например, возьмите неглубокий ящик, насыпьте в него немного пшена или какой-нибудь другой мелкой крупы, положите в нее предметы побольше крупинок: фасоль, сухие фигурные макароны в форме ракушек, спиралек или бантиков, мелкие камушки, желуди, каштаны (которые можно собрать вместе с малышом во время прогулок), пуговицы, игрушки из Киндер-сюрпризов. Ребенок может перебирать все эти предметы рукой или перекладывать их ложкой. Если дать ему несколько небольших пиал или баночек, можно попросить рассортировать камешки и каштаны. Такое задание под силу малышу старше полутора лет. После игры с такой коробкой ее нужно убрать в недоступное место до следующего раза. Детки очень любят помогать взрослым, можно попросить ребенка почистить варенные яйца или отваренные картошку и морковку — это будет полезным упражнением для маленьких пальчиков.
Очень полезны для мелкой моторики занятия со шнуровкой, липучками и застежками. Можно купить специальные книжки или игры в магазине, а можно тренироваться на своих ботиночках, кофточках или куртках. Такие навыки не только развивающие, но еще и пригодятся в повседневной жизни, когда малыш будет учиться одеваться самостоятельно.
Полезны для моторики, а также для развития восприятия цвета игры с мозаикой. Выбирайте для маленьких деток те, что с крупными деталями. Если мозаика из магазина ребенка не заинтересовала, то ее можно заменить разноцветными крышечками от пластиковых бутылочек (или от баночек с детским питанием). Из них складывайте узоры или геометрические фигуры, сортируйте их по цветам.
Маленькие дети любят рисовать. В торговой сети есть большой выбор карандашей для самых маленьких, пальчиковых красок. Для таких занятий нужны также большие листы бумаги. Хорошее развивающее занятие — обводить контуры разных предметов: игрушечной чашки, ладошки.
Если рисование надоело, предложите ребенку лепку. Для этого подойдет пластилин или специальная масса для лепки, которую можно купить в магазине. Для самых маленьких ручек хорошим материалом для лепки станет соленое тесто домашнего приготовления. Если в него добавить пищевой краситель, то поделки будут еще интереснее. Готовые изделия можно высушить на подоконнике и играть ими. Фигурки из теста или пластилина можно украсить сухими макаронами, бусинами или пуговицами. Нарисуйте на листе новогоднюю елку без украшений — их можно сделать из пластилина и прилепить к нарисованному дереву.
Предложите ребенку поиграть с кубиками или конструктором, постройте вместе башенку, домик для куклы или гараж для машинки.
Ближе к двум годам предложите ребенку пазлы, для начала возьмите самые простые (из 2-4 частей), если малыш смог сложить картинку, берите пазлы с большим количеством частей.
Ближе к двум годам начните учить ребенка пользоваться ножницами (купите специальные, детские, чтобы малыш не порезался).
Читайте ребенку сказки — это развивает воображение, учите вместе стихи и тренируйте детскую память.
Развивающие занятия для детей 3-4 лет
Для ребят 3-4 лет игровая форма по-прежнему остается самой лучшей для развития и освоения чего-то нового. Но в этом возрасте больший упор следует делать на игры, развивающие память, логику, внимание. Уже нужно учить простые геометрические фигуры, цифры и буквы.
Для тренировки логического мышления поставьте перед ребенком различные предметы, например, несколько баночек (кастрюль, пищевых контейнеров) разного размера, и попросите правильно подобрать крышки для них. Покажите ему рисунки с предметами из одной категории (например, изображения животных) и одну — из другой (с изображением автомобиля) и попросите убрать лишнюю картинку.
Для тренировки памяти покажите ребенку рисунок, а потом уберите его и попросите малыша рассказать о нем. На прогулке в парке или во дворе попросите малыша описать увиденное. Это хорошее упражнение для развития внимания и речевых навыков.
Для развития мелкой моторики продолжайте играть с ребенком с помощью кубиков, конструкторов (учите и повторяйте названия цветов и форм), играйте в домино, собирайте пазлы (увеличивайте количество составляющих частей).
Занятия на развитие логики можно проводить через день. А вот творческие активности нужны ребенку ежедневно. Как и для деток поменьше, для трехлеток актуальны рисование, лепка, изготовление аппликаций. В этом возрасте дети очень любят книги и раскраски с наклейками. Также уже можно учить ребенка играть в настольные игры, шашки.
3-4 года — хороший возраст для начала изучения букв и цифр. Помните, что буквы стоит называть так, как они произносятся в словах, а не так, как называются в алфавите. Освоить чтение таким методом будет легче. Изучая новую цифру или букву, можно сделать ее из пластилина, выложить из бусинок или камешков, нарисовать. Можно приобрести магнитные буквы и цифры и выкладывать их на холодильнике или специальной доске. Гуляя на улице вместе с ребенком, посчитайте машины или дома, поищите знакомые малышу буквы на вывесках.
Ребенку 3-4 лет уже можно рассказать о временах года, днях недели.
Не забывайте, что занятия должны быть интересны ребенку. Нужно чередовать спокойные, занятия с физической активностью, домашнее времяпрепровождение с прогулками на улице.
Развивающие занятия для детей 5-6-7 лет: подготовка к школе
Дети старше 5 лет уже осознано интересуются обучением, они готовы ставить перед собой цель и делать определенные шаги для ее достижения. Занимаясь с ребенком дома, родитель должен поддержать этот интерес. И хотя большинство занятий еще проходит в игровой форме, упор нужно делать на обучение, развитие целенаправленности, усидчивости, сосредоточенности на определенной теме. Для занятий лучше использовать те темы, которые интересны ученику. Например, если девочка любит сказки про принцесс, а мальчик интересуется роботами, то именно они должны стать героями развивающих игр.
Чтобы повторить выученные буквы, можно поиграть, придумывая слова на одну из них. Или же вместе с ребенком можно вспомнить все слова, в которых содержится недавно выученная буква. Повторить цифры и счет поможет игра в магазин. Мама или папа могут стать на время продавцом, а ребенок — покупателем, потом можно поменяться ролями. Цена товаров в магазине может обозначаться количеством счетных палочек, а игрушечные деньги можно сделать из цветного картона.
Занимаясь дома с ребенком-дошкольником, нужно чередовать задания через 10-15 минут: логические загадки, повторение букв, пересказ услышанного или увиденного, упражнения для развития координации движений. Интеллектуальные занятия очень рекомендуется «разбавлять» физкультурными пятиминутками.
Самое важное: развивающие занятия дома с ребенком должны быть не только полезны, но также интересны для него. Только тогда они принесут максимум пользы