РУС БЕЛ ENG

Его имя носит пионерская дружина - Николай Васильевич Рыбачёнок

Его имя носит пионерская дружина

Николай Васильевич Рыбачёнок

1904 - 1924 гг.

     В тяжёлое для страны время молодой юноша из деревни Осмоловка Николай Рыбачёнок подал в комсомольскую ячейку заявление с просьбой принять его в комсомол.Отгремело эхо гражданской войны, но в сёлах Белоруссии всё ещё гремели кулацкие обрезы, по ночам пылали дома активистов. Жертвами кулацкого террора становились самые мужественные и преданные делу строительства новой деревни  и стойкие защитники интересов крестьянства. Именно таким и был молодой комсомолец из деревни Осмоловка. Его очень уважали односельчане и выбирали то в сельсовет, то в сельпо, то в земельную комиссию, то в члены бюро ячейки. Будучи комсомольцем Коля во всём показывал личный пример, учил массы жизни и сам учился у них, был всегда бодрым и жизнерадостным. Это было не по душе врагам Советской власти, и они в декабре 1924 года оборвали двадцатилетнюю жизнь юного комсомольца. В газете сельской молодёжи "Малады араты" от 14 января 1925 года за подписью секретаря Борисовского окружкома ЛКСМ Романчука была помещена телефонограмма в Минск: "В Березинском районе Борисовского округа убит комсомолец Николай Рыбачёнок (1904 года рождения), член бюро ячейки, член сельсовета, житель деревни Осмоловка. Убийцы - кулаки сбежали. Убийство состоялось на политической основе. Перед совершением убийства над Рыбачёнком издевались, давили за горло, били. Смерть наступила от удара камнем в череп..."

    Похоронен Коля в Богушевичах с большими почестями. Три дня в сельском клубе лежал комсомолец и три дня возле его гроба проходили крестьяне из близких и далёких деревень, навсегда прощаясь с тем, кого крепко любили и уважали. Комсомольцы из обычных охотничьих ружей дали прощальный салют. На трёхтысячном митинге, который проходил под председательством бывшего питерского рабочего, а в 1925 году - секретаря Богушевичской партийной ячейки тов. Карпикова, выступавшие от крестьян и рабочих, от партии и комсомола требовали от Верховного суда республики выявления и применения к убийцам высшей меры наказания. В ответ на кулацкий происк свыше 40 юношей и девушек вступили в комсомол.





Возле здания сельсовета высится памятный знак безвременно почившему - Николаю Рыбаченку, одному из первых местных комсомольцев.

 

Вот, что в свое время писала про него газета «Звязда», №155 за 10 июля 1925г.:

 

ПАТРАБУЮЦЬ СТРОГАГА СУДА НАД ЗАБОЙЦАЙ КАМСАМОЛЬЦА

(в.Багушэвiчы Бярэзiнскага р-на Барысаускай акругi)      

«Ждут суда над убийцей члена сельсовета комсомольца Николая Рыбаченка.

29 июня, с самого утра идут в Богушевичи крестьяне со всех окрестных деревень. Прибыли комсомольцы со всего Березинского района. И даже комсомольцы и крестьяне из других районов Минского и Бобруйского округов.

Вечером состоялся многолюдный митинг – присутствовало около 3000 человек. Выступившие представители от крестьян, партии, комсомола и от рабочих завода «Спартак» требовали от Высшего Суда Республики применить к убийце высшую меру наказания. В соответствии с этими требованиями собрания и была принята резолюция.

                                                                   Представитель митинга Карпиков».

 

            Много лет спустя, в газете «Мiнская Праўда», №235 за 29 ноября 1960г. появились и «подробности»:

 

            АХВЯРЫ КУЛАЦКАГА АБРЭЗА

«Нялегка жылося у той час (1920-я гг.) сельскiм камсамольцам ва усей Беларусi. Супраць iх апалчылiся самагоншчыкii сельсавецкiя бюракраты, мяшчане i хабарнiкi, кулакii эсэры – усе цемныя сiлы вескi. Хоць рэха грамадзянскай вайны дауно ужо уляглася, у весках Беларусi грымелi кулацкiя абрэзы, па начах палалi хаты актывiстау. Ахвярамi кулацкага абрэза станавiлiся самыя мужныя будаунiкi новай вескii стойкiя абаронцы iнтарэсау беднаты. Такiм iменна i быу камсамолец вескi Асмолаука Бярэзiнскага раена  Мiкалай Рыбачонак. Яго вельмi паважалi аднавяскоуцы, а таму i выбiралi то у сельсавет, то у зямельную камiсiю, то у сельпо. Кулакi спрабавалi падкупiць смелага камасамольца. Калi дзялiлi панскую зямлю, яны намералi яму лiшнi кавалак, але Мiкалай быу непахiсны. З яго дапамогай зямлю атрымалi тыя, каму яна была больш патрэбна. Ен прапанавау, каб у былым панскiм маентку адкрылi клуб i лiкбез.

            Аднойчы Мiкалай па даручэнню сельсавета апiсау маемасць у мясцовага кулака за тое, што той не здау харчпадатку. Кулакi рашылi адпомсцiць камсамольцу. Яны знайшлi зручны момант, каб зрабiць сваю чорную справу. Калi Мiкола праводзiу сход пайшчыкау сельпо, ямы падалi запiску аб тым, што у блiжэйшым лесе схавана зброя. Мiкалай прыйшоу ва указанае месца. Там на яго напалiкулацкiя сынкi. Праз суткi труп камсамольца быу знойдзены у лясной канаве. За забойства М.Рыбачонка да суда прыцягнулi восем галаварэзау. Двух прыгаварылiда растрэлу, астатнiх – да рознага тэрмiну турмы.

                                                                                                                                   Я.Рубенчык».

           

            Из книги «Памяць. Бярэзiнскi раен» можно также узнать, что Н.Рыбоченок был 1904г.р., являлся депутатом сельсовета. Активно участвовал в художественной самодеятельности, имел некоторый талант к сцене и, в частности к комедийным ролям. Памятник ему был установлен в Богушевичах еще до начала Великой Отечественной войны, в ходе которой он был уничтожен. Повторно был установлен в 1958г. и надпись на нем гласит: «Здесь покоится Николай Рыбаченок, убитый кулаками в (декабре)1924г."