РУС БЕЛ ENG

Паспорт педпроекта

31.08.2022

Паспорт педагогического проекта

 

Структурный компонент педагогического проекта

Основные элементы содержания

1.                 

Тема

      Формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения через создание экологически ориентированной системы деятельности

2.                 

Актуальность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     По мере развития общества экология все больше приобретала социальное значение и в  XXI  веке вышла за рамки естественных наук. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало

это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.

Актуальность  нашего проекта обусловлена повсеместной значимостью проблемы экологической культуры, экологического воспитания, развития ценностного отношения к природе.

Обостряется важность данной проблемы на фоне развития цивилизации и экологического загрязнения,  связанного с этим, безответственного отношения человек к месту своего обитания и потере связи между человеком и природой.

Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой. Этого можно достичь посредством качественного преобразования и обновления сложившейся практики экологического образования и воспитания. Образование через действие, через решение проблем – приоритетный принцип построения новой системы экологического образования и воспитания.

Территория школы аг.Богушевичи приобщена как к природным, так и к экономическим особенностям района. Наша школа имеет статус сельской, основным средообразующим компонентом являются сельскохозяйственные предприятия и транспортная дорога, ведущая в Елизово и Бобруйск. Кроме этого, есть возможность применять и расширять область практического  применения экологических знаний, изучая и улучшая ландшафтные особенности территории школы с ранообразными видами растений.

Система экологического образования и воспитания должна охватывать людей всех возрастов на всех ступенях образования. Каждый этап в ряду последовательно сменяющихся и взаимосвязанных этапов целостного, непрерывного образовательного процесса имеет свою специфику целей, задач, содержания, путей и средств реализации идеи экологического всеобуча. В этой связи стало уделяться серьезное внимание проблемам экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении, в школе, в учреждениях социокультурной сферы. Школа при этом взяла на себя роль и ответственность – стать локальным центром целостного экологического образования всего населения агрогородка.

     Анализ результатов диагностики среди учащихся по методике «Альтернатива» показал, что  прагматический тип мотивации (мотивация в реализации экологической деятельности направлена на достижение результатов и выгоды для себя, природа является объектом получения ресурсов) преобладает у 64% школьников.

У 24% опрошенных тип мотивации практический, т.е. экологическая деятельность реализуется с целью накопления опыта и желания изменений, у 12% тип мотивации когнитивный  –  экологическая мотивация направлена на познание окружающего мира. Показатели эстетического типа мотивации отсутствуют, что свидетельствует о том, что природа не воспринимается как ценность, отсутствует понятие стремление к познанию и сохранению красоты природы.

3.                 

Цель

 

создание и апробирование  системы  экологически ориентированной  урочной и внеурочной деятельности школьников  

4.                 

Основная идея

 

Система экологически  ориентированной деятельности  школьников будет осуществляется поэтапно, с учётом возраста детей, уровня обучения и требований комплексного подхода к раскрытию взаимосвязей между человеком и окружающей средой, что делает этот процесс непрерывным, последовательным и развивающим, и станет эффективным инструментом повышения качества общего образования и формирования экологической культуры учащихся.

В программе деятельности будет учтена корректировка содержания предметных областей с учетом  разработки и внедрения интегрированных уроков; проведения факультативных занятий, введения новых форм внеурочной деятельности, путей формирования практических навыков, необходимых для активизации проектной деятельности.

Личностные результаты  обучения предполагают развитие экологического сознания, субъективно-непрагматического отношения к природе как к партнеру и другу с радостью общения; овладение умениями сохранять и развивать себя как личность в динамично изменяющейся окружающей среде без нанесения вреда другим людям и природе; развитие представлений о нравственных нормах поведения в окружающей среде;  проявление экологически грамотного поведения в быту и природе; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социоприродных и социальных ситуациях; пробуждение в детях желания и готовности заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.

Метапредметные результаты предполагают способность и готовность учащихся решать учебные задачи по ориентации в мире экологических ценностей; исследованию экологических проблем (узнаванию, описанию, выдвижению гипотез, моделированию); оценке экологических последствий деятельности человека для окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни; выбору вариантов действий в условиях конфликта интересов личности и  общества, человека и природы; позиционированию роли потребителя, гражданина в целях сбережения ресурсов, обеспечения качества окружающей среды, здоровья и безопасности человека.

5.                 

Источники теоретического обоснования проекта

Актуальные проблемы экологического образования и воспитания : сборник статей / Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования ; науч. ред. Н. К. Катович. – Минск: НИО, 1999. – 143 с

Каленникова, Т. Г. Экология и экологическое образование / Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич // Веснiк адукацыi. – 2014. – N 2. –С. 42–47.

Мархоцкий, Я. Л. Формирование экологического сознания и экологической культуры / Я. Л. Мархоцкий // Здаровы лад жыцця. – 2015. – № 12. – С. 6–9

Экологическая копилка: Пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков /Сост: Н.Г. Полякова — Мн., 2003.