РУС БЕЛ ENG

Педагогический проект

31.08.2022

Управление по образованию, спорту и туризму

Березинского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Богушевичский учебно-педагогический комплекс

детский сад – средняя школа»

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления

по образованию, спорту

и туризму Березинского

райисполкома

_____________ А.А.Титова

______________2022

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Государственного учреждения образования

«Богушевичский учебно-педагогический комплекс

детский сад – средняя школа»

____________ Е.О.Путрик

_________2022

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Создание экологически ориентированной системы

внеурочной деятельности для достижения метапредметных и личностных результатов обучения учащихся»

 

Сроки реализации: 2022 – 2024

 

 

 

 

Руководитель

педагогического проекта:

Путрик Елена Олеговна,

директор

тел.: 8(01715) 63325;

Е-mail: bogushevichi@berezino-asveta.by

 

 

 

 

 

 

 

Общие сведения

 

Юридическое название учреждения образования: Государственное учреждение образования «Богушевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

Тема педагогического проекта: Создание экологически ориентированной системы внеурочной деятельности для достижения метапредметных                   и личностных результатов обучения учащихся

Сроки реализации педагогического проекта: 2022 – 2024 годы

Сведения о руководителе учреждения образования: Путрик Елена Олеговна, директор Государственного учреждения образования «Богушевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа», тел. 8(01715) 63325, e-mail: bogushevichi@berezino-asveta.by

Сведения о руководителе педагогического проекта: Малашкевич Татьяна Анатольевна, заместитель директора по основной деятельности Государственного учреждения образования «Богушевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа», тел. 8(01715) 63325,    e-mail: bogushevichi@berezino-asveta.by

Сведения об участниках реализации педагогического проекта: творческая группа педагогов (6 человек), учащиеся 5 – 9 классов.

Актуальность педагогического проекта

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года экологическое образование рассматривает как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование экологического мышления, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнении своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов[1].

Стратегической направленностью экологического образования является социализация обучаемых, воспитание экологической ответственности, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений                 в реальных жизненных ситуациях.

Образование через действие, через решение проблем – приоритетный принцип построения новой системы экологического образования. Только в деятельности рождаются переживания, переводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по отношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде.

В учреждении образования накоплен положительный опыт по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов и родителей. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит, и более эффективным. Проект позволит объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие учащихся, предусмотрев методическое обеспечение, а также преемственность в воспитании учащихся.

Наличие проблемы подтверждают полученные в ходе диагностики количественные показатели.

Анализ результатов диагностики среди учащихся по методике «Альтернатива» показал, что прагматический тип мотивации (мотивация в реализации экологической деятельности направлена на достижение результатов и выгоды для себя, природа является объектом получения ресурсов) преобладает у 64% школьников.

У 24% опрошенных тип мотивации практический, т.е. экологическая деятельность реализуется с целью накопления опыта и желания изменений,       у 12% тип мотивации когнитивный – экологическая мотивация направлена на познание окружающего мира. Показатели эстетического типа мотивации отсутствуют, что свидетельствует о том, что природа не воспринимается как ценность, отсутствует стремление к познанию и сохранению красоты природы.

Данный педагогический проект позволит разрешить следующие противоречия:

между необходимостью формирования экологической культуры у учащихся и отсутствием системного подхода при обучении;

между необходимостью применения разнообразных средств, форм обучения и недостатком методического обеспечения;

между традиционной методикой обучения и активными формами и приёмами работы, стимулирующими познавательный интерес школьников;

между большим объёмом теоретического материала и неумением учащихся применять полученные знания в практических целях.

Новизна проекта заключается в реализации системного подхода с опорой на связи: по вертикали (от класса к классу); по горизонтали (между блоками учебной, внеклассной и воспитательной работы).

Активная деятельность в сфере экологии создает для ребенка образовательное пространство, которое:

с самого начала дает ребенку возможность участвовать в значимых проектах (делах) с конкретными задачами и явными результатами, понятными ребенку;

являет собой образец среды обитания, (в данном случае мы говорим о школьном пространстве, которое мы формируем и местах проведения школьных мероприятий) качественно продуманной, способствующей формированию заинтересованности ребенка, его познавательной активности;

позволяет ребенку взаимодействовать со взрослыми и сверстниками различных благополучных социальных групп.

Реализация личностного и метапредметного экологического содержания будет осуществляться через разработку модели, построенной на основе преемственности с учетом ведущей деятельности и психологических особенностей каждого возраста.

Для осуществления назревших преобразований в учреждении образования существуют необходимые условия:

материально-технические (компьютерный класс, музей природы, пришкольный участок, школьное лесничество);

кадровые (учителя-предметники, родители (совместное проведение акций)).

Цель: создание условий для формирования личностных и метапредметных компетенций учащихся посредством организации системы экологически ориентированной внеурочной деятельности.

Задачи:

разработать программу по экологическому образованию учащихся с учетом преемственности;

разработать методические продукты экологического содержания;

способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека;

содействовать активному участию детей, педагогов, родителей в природоохранных мероприятиях;

проанализировать эффективность проведённой работы по формированию экологической культуры учащихся, используя методику Бобылевой Л.Д.

создать условия для освещения мероприятий экологической направленности, распространения успешной педагогической практики через сайт учреждения образования, публикации в средствах массовой информации

создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию методической и исследовательской деятельности экологической направленности;

укрепить материально-техническую базу для усовершенствования работы по экологическому образованию.

Теоретическое обоснование педагогического проекта

Экологическая культура стала неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, включающей в себя систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой [2]

В основе проекта лежат теории ведущих ученых и педагогов. Великие педагоги А.Гумбольдт, Ф.Дистервег, Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо отмечали в своих трудах, что духовная жизнь человека самым неразрывным образом связана с природой. Основы философского осмысления взаимодействия человека с природой отражены в трудах известных ученых В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилева, В.А.Сухомлинского, педагогические основы экологического образования – Л.С.Выговский, Д.Б.Эльконин, В.А.Левин и др.

Современные задачи экологического образования школьников в системе внеклассных занятий, содержание и методы природоохранной деятельности учащихся 5 – 9 классов в условиях обучающих ситуаций изложены в трудах А.Н. Захлебного [3]

Образование выступает как предпосылка не только познания мира, но и выживания. Поэтому развитие экологического образования это приоритетное направление в учреждении образования в рамках реализации проекта, ориентирующее учащихся на формирование экологического мировоззрения.

Одним из важнейших аспектов внеурочной деятельности в рамках формирования экологической культуры является возможность интеграции ценностных, нормативных, нравственно-эстетических аспектов на основе личностно-ориентированного и деятельностного подхода в целом и практической деятельности в частности.

Основные идеи нашего проекта:

образовательные:

эмоционально-ценностное отношение к экологической среде учреждения образования и агрогородка;

стремление приобрести обширные экологические знания, ориентированные на практику;

активизация познавательной деятельности учащихся;

формирование в каждом ребенке творческой личности с развитым самосознанием;

привлечение учащихся к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

Педагогические:

использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса.

Само содержание проекта определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды посредством внеурочной деятельности, цели которой формируются на метапредметном, личностном и предметном уровнях в соответствии с целями проекта.

Модель будущего образовательного процесса

Цель моделирования заключается в создании общего представления о том, как наиболее эффективно формировать личностные и метапредметные компетенции учащегося. Модель формирования предметных компетенций – это результат, который определен не как успешное, а как ожидаемое в подготовке учащихся.

Основным исходным элементом данной модели является цель. Целью предлагаемой модели является получение высокого уровня сформированности личностных и метапредметных компетенций, в том числе за счет внутреннего стремления учащегося к максимальной реализации себя во внеурочной деятельности. Этот уровень позволяет учащимся формировать собственные компетенции в соответствии с потребностями внеурочной деятельности в целях наиболее полного и качественного усвоения информации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

формирование интереса и положительной мотивации во внеурочной деятельности, которое выражается в потребности личности в обладании значительным объемом информации относительно изучаемого предмета;

повышение уровня сформированности личностных и метапредметных компетенций учащихся;

разработке процедуры работы по формированию личностных и метапредметных компетенций учащихся;

использование комплекса форм и методов обучения, способствующих повышению интереса учащихся к обучению.

Для развития и поддержания интереса к экологии, здоровому образу жизни разрабатываются программы объединений по интересам экологической направленности: «Юный эколог» (1 – 4 классы), «Зелёный патруль» (5 – 8 классы), «Школьное лесничество» (9 – 11 классы).

Воспитанию экологической культуры способствует участие обучающихся в исследовательской и проектной деятельности. На протяжении учебного года организуется работа с высокомотивированными учащимися по подготовке к конкурсу работ исследовательского характера, конкурсу эколого-биологических работ, конкурсу «Энергомарафон» и др.

Включение в план воспитательной работы внеклассных мероприятий:

акции «Птичий дом», «День Земли», «Час Земли», «Покормите птиц зимой», «Муравейник»;

выставки «Чудеса природы», «Они занесены в Красную книгу»;

ежемесячный выпуск экологический бюллетеня «ЭкоЗнайка»;

декада общественно-патриотических дел «Чернобыль: сохраняя память»

дни здоровья;

конкурсы рисунков, листовок, плакатов;

экскурсии в природу «По экологической тропе»;

взаимодействие с предприятиями агрогородка: ОАО «Богушевичи», Богушевичское лесничество ГЛХУ «Березинский лесхоз»;

взаимодействие с объектами социальной сферы: Богушевичская интегрированная библиотека-клуб, Богушевичская амбулатория врача общей практики.

Методологическую основу формирования личностных и метапредметных компетенций учащихся составляют подходы:

еетественнонаучный – обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика;

натуралистический – изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть, отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы;

этический – пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов);

гуманистический – решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека[4].

Мероприятия экологической направленности должны проводиться, реализуя системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с учетом основных принципов:

принцип междисциплинарности экологического знания, которое базируется на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы;

педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы;

культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями экологической культуры, с учётом традиций своего края;

краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой родины;

принцип системности обязывает строить экологическое образование, не изолируя его от всей системы образования. Вместе с тем этот процесс должен стать непрерывным. Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействия разнообразных источников знаний и средств информации.

Данный проект направлен на формирование у учащихся позиции бережного отношения к природному окружению, ответственности за свое здоровье и здоровье других людей.

Личностные результаты учащихся предполагают:

развитие экологического сознания, отношения к природе как к партнеру и другу;

овладение умениями развивать себя как личность в изменяющейся окружающей среде без нанесения вреда другим людям и природе;

формирование представлений о нравственных нормах поведения в окружающей среде;

проявление экологически грамотного поведения в быту и природе;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных природных и социальных ситуациях;

воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

Метапредметные результаты – способность и готовность учащихся решать учебные задачи по:

ориентации в мире экологических ценностей;

исследованию экологических проблем (узнаванию, описанию, выдвижению гипотез, моделированию);

оценке экологических последствий деятельности человека для окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни;

выбору вариантов действий в условиях конфликта интересов личности и общества, человека и природы;

позиционированию роли потребителя, гражданина в целях сбережения ресурсов, обеспечения качества окружающей среды, здоровья и безопасности человека.

Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта

 

Критерии

Показатели

Способы (инструменты) измерения

Осмысленность

Особенность восприятие учащимися определённого предмета или явления, а также проявление активности и интереса при его изучении

Анкетирование, диагностика

Информированность

Знание или осведомлённость учащихся о содержании экологического образования и  применение в различных учебных и жизненных ситуациях

Практические занятия с использованием ИКТ

Применимость

Умение учащимися применять на практике знания в области формируемых компетенций

Выполнение практических заданий с использованием ИКТ, исследовательская деятельность

Творческое использование

Преобразование и применение учащимися приобретённых знаний в новых ситуациях

Результативность (%) участия в различных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях

На основании представленных показателей мы определили уровни сформированности предметных компетенций учащихся:

низкий (выражается в том, что у учащихся отсутствует самостоятельность, интерес к изучаемому, творческая активность; характеризуется низким уровнем мотивации; неумением осуществлять анализ и самоконтроль.);

средний (характеризуется наличием у учащихся самостоятельной деятельности, а также невысокой творческой активностью; проявлением небольшого, но осознанного интереса к познанию; средним уровнем мотивации к обучению.);

высокий (характеризуется наличием высокой творческой активности, самостоятельностью, коммуникативностью, высокой степенью интереса к познанию; уровнем проводить самоанализ самоконтроль; высоким уровнем мотивации в процессе обучения.).

Таком образом, для реализации разработанной модели формирования личностных и метапредметных компетенций учащихся необходим комплекс педагогических условий, развитие положительной мотивационной сферы личности учащегося, обеспечение регулярного контроля и оценки результатов обучения, как учителем, так и учащимися.

 

Список литературы

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года

2. MOODL – Виртуальная среда обучения КХТИ Социальная экология [Электронный ресурс].  –Режим доступа:

https://moodle.kstu.ru/mod/page/view.php?id=40190&forceview=1.

 – Дата доступа: 15.02.2022

3. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т., Экологическое образование школьников во внеклассной работе М. Просвещение - 1984.

4. Каленникова, А. Р. Борисевич // Веснiк адукацыi. – 2014. – N 2

5. Чернышева, В.А. Программа внеурочной деятельности по экологии // Практика административной работы в школе. – 2013. – №6. – с. 17.

6. Экологическая копилка: Пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков /Сост: Н.Г. Полякова — Мн., 2003.

7. Мархоцкий, Я. Л. Формирование экологического сознания и экологической культуры / Я. Л. Мархоцкий // Здаровы лад жыцця. – 2015. – № 12.