РУС БЕЛ ENG

Информация о реализации проекта

Содержание работы участников педагогического проекта

Работа с педагогами

Организована работа по самообразованию педагогов-участников проекта, по взаимообмену опытом реализации педагогического проекта между педагогами учреждения образования.

Руководителем проекта Малашкевич Т.А., заместителем директора по основной деятельности, пройдено с 31 октября по 4 ноября 2022 года повышение квалификации на базе Минского областного института повышения квалификации по теме «Организационно-содержательные аспекты реализации педагогических, экспериментальных и инновационных проектов в учреждении образования».

Педагоги осуществляют проведение мероприятий с учащимися в рамках проекта: проведение занятий объединений по интересам, организация исследовательской деятельности, взаимодействие с социальными партнерами, проведение акций и воспитательных мероприятий.

Педагоги, участвующие в реализации педагогического проекта, выступили  с докладами о своей деятельности на заседаниях районных учебно-методических объединений: учителей начальных классов – Бурая В.М., учителей биологии – Синило А.Н.  

Проведен педагогический совет «Экологическое воспитание как важный аспект личностного развития обучающегося, социально активного и экологически грамотного гражданина». В ходе подготовки к педагогическому совету проведен промежуточный мониторинг сформированности личностных и метапредметных компетенций учащихся, осознанного отношения их к окружающей среде.

Работа с учащимися

Учреждением образования налажено взаимодействие с предприятиями агрогородка: ОАО «Богушевичи», Богушевичское лесничество ГЛХУ «Березинский лесхоз»;

взаимодействие с объектами социальной сферы: Богушевичская интегрированная библиотека-клуб, Богушевичская амбулатория врача общей практики.

С Богушевичским лесничеством ГЛХУ «Березинский лесхоз» продлён договор сотрудничества, согласно которому лесничеством выделен участок под посадку деревьев. В период проведения акции «Неделя леса» (апрель) учащиеся учреждения образования приняли активное участие в посадке саженцев ели и сосны.

Для учащихся неоднократно проводились экскурсии в ОАО «Богушевичи», где ребята имели возможность познакомиться с работой полевода, животновода, агронома.

С Богушевичской интегрированной библиотекой-клубом составлен план совместных мероприятий и организована работа эколого-краеведческий клуба «Березовичок», членами которого являются учащиеся учреждения образования. Заседания проходят ежемесячно.

Медицинскими работниками Богушевичской амбулатории врача общей практики для учащихся 5-11 классов на протяжении учебного года проведены лекции и занятия «Гигиена и экология человека», «Экологические факторы и здоровье населения», «Гигиена окружающей среды», «Экологические и гигиенические проблемы питания», «Здоровый образ жизни и личная гигиена» и др.

Для развития и поддержания интереса к экологии, здоровому образу жизни разработаны и реализуются в 2022/2023 учебном году программы объединений по интересам экологической направленности направленности: «Зеленый патруль» (5-7 классы), «Школьное лесничество» (8-10 классы). Члены объединения по интересам «Школьное лесничество» с целью привлечения внимания учащихся младших классов к проблемам экологии, формирования их мировоззрения занимаются выпуском экологического бюллетеня «ЭкоЗнайка», разрабатывают информационные материалы экологической направленности (листовки, плакаты и др.) и размещают на информационных стендах в фойе учреждения образования.

Педагогами и учащимися 8-11 классов проведена работа по восстановлению экологической тропы, по благоустройству и наведению порядка на её станциях. Для учащихся начальных классов членами объединения по интересам «Школьное лесничество» проводятся экскурсии по экологической тропе.

В учреждении образования работает кабинет экологии, где проводятся внеклассные мероприятия экологической направленности, выставки экологической тематики, конкурсы рисунков, рассказов, экологических сказок. В план воспитательной работы на 2022/2023 учебный год включены внеклассные мероприятия: акции «Птичий дом», «День Земли», «Час Земли», «Покормите птиц зимой», «Муравейник»; выставки «Чудеса природы», «Они занесены в Красную книгу»; ежемесячный выпуск экологический бюллетеня «ЭкоЗнайка»; декада общественно-патриотических дел «Чернобыль: сохраняя память»; дни здоровья; конкурсы рисунков, листовок, плакатов; экскурсии в природу «По экологической тропе».

Под руководством педагогов учащиеся занимаются проектной деятельностью, направленной на изучение флоры и фауны родного края. Школьники в процессе участия в исследовательской работе получают знания, личный опыт, осознают, что результаты их деятельности представляют интерес не только для них, но и для окружающих. Так учащимися подготовлены исследовательские работы «Представители отряда Жуки (Жесткокрылые) COLEOPTERA на территории Богушевичского сельского совета Березинского района» (учащийся 9 класса Богач Евгений), «Видовой состав дневных чешуекрылых INSECTA: LEPIDOPTERA на территории Богушевичского сельского совета Березинского района» (учащийся 9 класса Соболь Сергей). Учащиеся 6-7 классов также работали над мини-проектами «Чем удивительны семена василька» (учащийся 7 класса Богач Дмитрий), «Чудо природы - омела» (учащаяся 6 класса Путрик Валерия). Учащиеся участвовали в районных этапах конкурса работ исследовательского характера, конкурса эколого-биологических работ.

Учащиеся совместно с педагогами участвуют в уходе за плодовыми деревьями, имеющимися на территории учреждения образования. В 2022/2023 учебном году заложен и молодой плодовый сад площадью 0,2 га.

В сентябре 2022 года учреждение образования было зарегистрировано в качестве региональной площадки для проведения в онлайн-формате III Всероссийского диктанта «ЭкоТолк» с международным участием, организаторами которого являются Фонд поддержки и развития экологических инициатив «КОМПАС», Ассоциация граждан и организаций по содействию развитию экологического образования и просвещения «ЭкоТолк». Учащиеся 7-11 классов стали участниками данного мероприятия.

Проведены декада и месячник экологии. Цели проведения экологической декады: расширение представлений обучающихся об окружающем мире и взаимоотношениях его обитателей; развитие навыков правильного поведения обучающихся в природе; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства сопереживания и любви к ней.

В рамках декады и месячника были организованы виртуальная экскурсия «По заповедным уголкам Беларуси»,  акции «Зеленый наряд школы» и «Сдай макулатуру – спаси дерево», презентация-диспут «Современные экологические проблемы», выпуск листовок «Мир заповедной природы», выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии», творческий конкурс «Письмо-обращение: сохраним планету вместе», устный журнал "Этот удивительный мир растений" и др.

Участниками данных мероприятий стали все учащиеся учреждения образования, которые активно включились в экологическую деятельность: из числа старшеклассников был создан лекторий для проведения мероприятий в младших классах. Школьники принимали участие в обсуждении серьезных вопросов и чувствовали свою сопричастность к решению важных проблем.

К проведению мероприятий и акций экологической направленности привлекалась и родительская общественность. Активное участие приняли родители в экологических акциях «Птичья столовая» (изготовление кормушек, ноябрь-декабрь), «Встречаем пернатых друзей» (изготовление скворечников, март-апрель). Также родители учащихся выступили спонсорами в приобретении саженцев яблонь, груш, слив для закладки плодового сада.

 

Оценка результатов реализации педагогического проекта

Обобщая результаты работы учреждения образования по формированию экологической культуры во внеурочной деятельности, можно отметить положительную динамику численности детей, участвующих в экологических мероприятиях, и их заинтересованность в результатах своей деятельности.

На конец 2022/2023 учебного года были повторно протестированы учащиеся 5-9 классов. Результаты диагностики среди учащихся по методике «Альтернатива» отличаются от имеющихся на начало учебного года. Отмечается положительная динамика в мотивации экологической деятельности учащихся.

Анализ результатов диагностики показал, что процент учащихся с прагматическим типом мотивации, когда мотивация в реализации экологической деятельности направлена на приобретение выгоды для себя) снизился с 64 до 39%.

Практический тип мотивации, когда экологическая деятельность реализуется с целью накопления опыта и желания изменений, остался практически на том же уровне, что и в начале учебного года (21%, ранее был 24%).

Процент учащихся с мотивацией, направленной на познание окружающего мира (когнитивный тип мотивации), вырос с 12 до 26%.

По итогам работы на протяжении учебного года появились учащиеся с эстетическим типом мотивации (13%), что говорит о том, что природа приобретает самоценность, появляется стремление к сохранению красоты природы.

Также психологом проводилось изучение уровня экологической культуры учащихся по методике «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву (5–6-х классы), «Воспитание и диагностика развития экологической культуры» Е.В.Асафовой (7-9 классы).  Результаты изучения показали повышение уровня экологической образованности, сознательности и деятельности тех детей, которые активно участвуют в экологических мероприятиях. Как видно из результатов (приложение 2), количество опрошенных, показывающих высокий уровень экологической образованности, деятельности и сознательности, превышает количество учащихся со средним и низким уровнем, что говорит о положительном результате совместной работы учителей и учащихся.

 

Представление результатов реализации педагогического проекта  

Промежуточные результаты реализации педагогического проекта были заслушаны на педагогическом совете 13.05.2023 (протокол №6).

Педагоги учреждения образования выступили с докладами и представлением опыта работы на районных учебно-методических объединениях: Бурая В.М. – на УМО учителей начальных классов, Синило А.Н. – на УМО учителей биологии.

Информация о реализации педагогического проекта размещена на сайте учреждения образования.

Творческой группой педагогов-участников готовятся к публикации материалы из опыта реализации педагогического проекта (согласно плану – ноябрь-декабрь 2023 года).

 

Проблемы и перспективы реализации педагогического проекта  

Для достижения цели проекта ставилась задача разработать программу по экологическому образованию учащихся с учетом преемственности. В нашем учреждении образования реализуются программы дошкольного и начального образования. И хотя воспитанники и учащиеся первой ступени общего среднего образования получают знания на занятиях «Ребенок и природа», «Человек и мир», участвуют в общешкольных мероприятиях экологической направленности, считаем необходимым для выстраивания целостной системы, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, включить в реализацию педагогического проекта педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов.

Замечено, что у большинства дошкольников и младших школьников интерес к природе характеризуется неустойчивостью, преобладающим является интерес к живой природе, особенно к животным. В связи с этим одной из задач работы по экологическому воспитанию становится расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности (ко всему в природе и о природе, к охране природной среды). К такому выводу пришли педагоги учреждения образования и в ходе изучения и обсуждения вопросов экологического воспитания на педагогическом совете. Считаем это обоснованным, так как формированию ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека необходимо начинать с дошкольного возраста.

Одним из возникающих вопросов в ходе реализации проекта является совершенствование материально-технической базы учреждения образования. От материально-технического обеспечения зависит удобство в деятельности педагогов и учащихся, устойчивость результатов воспитания и их надежность. Считаем необходимым на протяжении следующего года реализации педпроекта сделать упор на развитие предметно-развивающей среды, способствующей вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность, привлекать спонсорскую помощь (пока спонсорами в приобретении саженцев плодовых деревьев выступали только родители).

С целью распространения опыта по экологическому воспитанию обучающихся в планах на 2023/2024 учебный год наладить сотрудничество по реализации совместных мероприятий с близлежащими учреждениями образования и Центром творчества детей и молодёжи Березинского района.