Педагогический совет-деловая игра "Экологическое воспитание как важный аспект личностного развития обучающегося, социально активного и экологически грамотного гражданина"
13.05.2023Педагогический совет
(деловая игра)
Тема: Экологическое воспитание как важный аспект личностного развития обучающегося, социально активного и экологически грамотного гражданина
Цели педсовета:
проанализировать состояние экологического воспитания учащихся и наметить пути совершенствования в данном направлении;
совершенствовать работу в школе по формированию у учащихся экологической культуры.
Для успешного проведения педагогического совета-деловой игры весь педагогический коллектив разбиваются на микрогруппы. Каждой группе учителей заранее даются задания.
Творческие задания педагогам
1-й группе педагогов. Как вы понимаете термин «экология»? Что подразумевает «экологическое воспитание»?
Само слово, «экология» образовано от греческих слов «экое»- дом, «логос» – наука. То есть экология в широком смысле — наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».
Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания? Сформулируйте свою цель из приведенных ниже вариантов:
цель экологического воспитания учащихся – научить правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром;
целью экологического воспитания учащихся является формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;
цель экологического воспитания – изучение объектов живой и неживой природы, т. е. ознакомлением с окружающим миром;
цель экологического воспитания – познание живого во взаимоотношениях со средой обитания и выработка у учащихся на этой основе правильных форм взаимодействия с окружающим миром.
2-й группе педагогов. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии учащихся, ...». Какие, на ваш взгляд, проблемы существуют в работе учреждений образования по экологическому воспитанию детей?
На ком, по вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании – на педагоге-биологе, который проводит занятия в рамках экологического воспитания, или на всех учителей, которые, не ограничиваясь учебными занятиями, вводят элементы экологического воспитания во все виды деятельности?
3-й группе педагогов. Как вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у учащихся бережного отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения учащимися экологических знаний? Насколько актуальна данная проблема в обществе?
4-й группе педагогов. Расскажите, как вы будете диагностировать следующие знания, умения и навыки учащихся:
Владение навыками экологически безопасного поведения в природе;
Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности;
5-й группе педагогов. Постарайтесь смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести на уроках, внеклассных мероприятиях.
6-й группе педагогов. Назовите методы и приемы формирования экологической культуры из опыта работы.
Вступительное слово (доклад) заместителя директора школы по основной деятельности об актуальности темы педсовета.
Из членов педсовета формируется экспертная группа. Она оценивает ответы и выполненные задания.
Педагогический совет проходит в два этапа:
практико-моделирующий;
практико-игровой.
Практико-моделирующий этап.
Слово по очереди предлагается каждой группе педагогов. За их выступлениями внимательно следит экспертная группа и оценивает каждое выступление коллег.
Практико-игровой этап
На втором этапе педсовета проводится деловая игра, которая состоит из трех частей.
Каждый ее этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители игры и всего педсовета (с учетом первого этапа). В игре участвуют группы педагогов, т.е. оценивается ответ сразу всех членов группы.
1-я часть. Разминка.
Вопросы задают каждой группе по очереди:
Что означает термин «экология»?
Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране, районе, деревне?
В чем сущность экологического воспитания учащихся. Каково влияние экологии на здоровье детей?
В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как учитель?
Какова основная роль педагога в экологическом воспитании учащихся?
В какой совместной деятельности с учащимися вы можете практически способствовать охране природы?
Перечислите классиков русской, зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.
Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.
Вспомните народные приметы о природе.
Вспомните и прочтите наизусть стихи о природе (1-2 стихотворения от группы педагогов).
2-я часть. Решение педагогических ситуаций. Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть с позиции нескольких пар на каждую ситуацию. Эксперты оценивают более рациональное решение.
- На лесной поляне играют четверо детей от шести до восьми лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, отвечает: «Просто так...»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у учащихся бережного отношения к природе?
- Девочка шла домой из школы через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всем классом поливали их. Но мать была занята собственными мыслями.
— Почему ты меня не слушаешь? — спросила девочка и вырвала руку.
— Это что еще за капризы?! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
- Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У каждого в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?
- Вы сделали замечание детям, которые выбрасывали пустые бутылки в пруд. Как только вы отошли на несколько метров, дети опять взялись за это дело. Ваши действия?
- Пришли с учениками в лес на экскурсию. Несколько ваших учеников громят муравейник. Как вы объясняете ученикам, сколько ущерба приносят они природе?
- Несколько ваших учеников хвастаются, что весной набрали много березового сока. Как вы поступите с ними?
Подведение итогов игры. Эксперты называют оценки каждой микрогруппы за первую часть педсовета (выполнение домашнего задания) и за вторую (игровую часть) отдельно. Затем подводится общий итог.
Затем предлагается обсудить проект решения педсовета, выслушать предложения педагогов.
Предложения в проект решений:
- В течение 2023/2024 учебного года воспитателям дошкольного образования активизировать работу по составлению каталога игр и опытов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, результаты работы представить до 01.04.2024.
- Учителям начальных классов, проводящим факультативное экологическое занятие «Экологическое краеведение», до 01.04.2024 подготовить материалы и планы занятий на основе краеведческого материала для составления сборника и распространения среди учреждений общего среднего образования Березинского района.
- Руководителям объединений по интересам экологического направления «Школьное лесничество» и «Зеленый патруль» продолжить работу по формированию экологической культуры учащихся в сотрудничестве с Богушевичским лесничеством, Багушевичской интегрированной библиотекой-клубом и другими местными организациями.
- Учителям-предметникам:
4.1. в течение следующего учебного года использовать воспитательный потенциал своих учебных предметов в целях экологического воспитания обучающихся;
4.2. до 01.04.2024 представить лучшие разработки учебных занятий по данной тематике для формирования методического сборника.
Анкета «Моё отношение к экологии»
(для учащихся 5-9 классов)
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
(в некоторых вопросах возможен выбор нескольких вариантов ответов)
1.Любите ли Вы природу?
а) да; б) нет.
Почему? _____________________________________________________________________
2.Что такое «экология»?
а) наука, изучающая происхождение Земли;
б) наука об окружающей среде, доме человека, его взаимодействии с этой средой и пути обеспечения условий для ее жизни;
в) миропонимание, которое включает в себя и сознательное отношение ко всему сущему, и его активная защита.
3.Существуют ли экологические проблемы в Богушевичах (Березинском районе)?
а) да; б) нет.
Если да, то какие проблемы Вы знаете?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?
а) там будет поле, которое можно использовать для сельского хозяйства;
б) разрушатся почвы;
в) ухудшится воздух;
г) нарушится природный баланс, что может привести к негативным последствиям.
5. Почему нельзя в реке мыть автомобиль?
а) гибнет рыба;
б) бензиновая пленка препятствует поступлению кислорода;
в) это плохо;
г) автомобиль разрушается.
6.Волнует ли вас судьба природы?
а) да; б) нет.
Почему?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Перечислите основные правила поведения на природе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Как бы Вы поступили с людьми, которые загрязняют окружающую среду?
а) проводить разъяснительную и агитационную работу;
б) заставить убирать после себя;
в) наложить денежное взыскание;
г) не трогать их, потому что все равно не будет результата.
Анализ результатов анкетирования
Вопрос 1: Любите ли Вы природу?
Цель первого вопроса о любви к природе – выявить, в чем заключается любовь к природе, как ученики относятся к природной среде.
На данный вопрос все ученики ответили утвердительно.
Ответы были разными: она красивая, на природе можно расслабиться, подышать свежим воздухом; природа дает нам кислород, благодаря ему мы дышим; природа –это звери, воздух, красота; без природы не было бы человека.
Вопрос 2: Что такое «экология»?
Цель вопроса: определить уровень теоретических знаний; выяснить степень понимания понятия «экология».
Вывод: 80% ответили, что экология – это и наука, и миропонимание.
Вопрос 3: Существуют ли экологические проблемы в Богушевичах (Березинском районе)?
Цель вопроса: определить уровень осведомленности учащихся по вопросам существования экологических проблем в аг.Богушевичи или Березинском районе в целом.
Вывод: на данный вопрос ученики почти стопроцентно ответили, что проблемы существуют, особенно острые – загрязнение реки, загрязнение почвы и атмосферы от транспорта, стихийные свалки. Большинство учащихся понимают, что экологические проблемы существуют и к тому же требуют немедленного решения.
- Вопрос: Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?
Цель вопроса: определить уровень понимания проблемы уничтожения лесов, бездумного вмешательства человека в жизнь природы, нарушение природного баланса.
Вывод: 90% понимают, что уничтожение лесов приведет к катастрофическим последствиям изменения климата; ухудшение почв; гибели редких представителей флоры и фауны. 10% ответили, что возрастет количество сельскохозяйственных угодий, и это является весьма позитивным фактором для местности сельского типа. Как видим, не все учащиеся понимают катастрофичность истребление лесов.
Вопрос 5: Почему нельзя в реке мыть автомобиль?
Цель вопроса: определить уровень понимания проблемы загрязнения водоемов; формировать чувство хозяйского отношения к окружающей среде.
Результат тестирования: 70% ответили, что моющие средства и бензиновая пленка вредно влияют на жизнедеятельность водоемов – гибнет рыба. 30% считают, что разрушается автомобиль, и это плохо. Как видим, не все учащиеся понимают суть проблемы загрязнения водоемов и готовы решать ее.
Вопрос 6: Волнует ли вас судьба природы?
Цель вопроса – определить, нужно ли беспокоиться о судьбе природы, что именно ей угрожает; формировать чувство ответственности за состояние природной среды.
Вывод: на данный вопрос ученики стопроцентно ответили, что судьба природы им не безразлична, поскольку если погибнет природа – погибнет человечество.
Вопрос 7: Перечислите основные правила поведения на природе.
Цель данного вопроса – оценка экологической компетенции и уровня экологического воспитания школьников.
Результаты данного вопроса у каждого ученика различны, однако общие правила поведения на природе опрашиваемые знают (не загрязнять природу, не разбрасывать мусор, убирать после себя мусор, не рубить лес)
Вопрос 8: Как бы Вы поступили с людьми, которые загрязняют окружающую среду?
Цель вопроса: учить учащихся замечать нарушения и нарушителей, быть готовыми защитить окружающую среду; воспитывать желание вести разъяснительную и агитационную работу среди населения с целью улучшения состояния природной среды; учить самостоятельно мыслить, находить рационализаторские решения поставленной проблемы. Ответы на данный вопрос распределились следующим образом
Вывод: на данный вопрос 70% ответили, что нужно заставить убирать после себя; 30% ответили, что нужно проводить разъяснительную и агитационную работу; 50% отметили, что следует наложить денежное взыскание, и 1 человек высказал мнение, что не следует задевать нарушителей, т.к. все равно не будет результата. Как видим, большинство учащихся понимают, что ситуацию можно изменить к лучшему; готовы включиться в работу; хотят сделать свой вклад в дело сохранения окружающей среды.
Результаты анкетирования явились хорошей информационной базой для определения уровня экологического воспитания наших учащихся, что необходимо для подготовки занятий и других мероприятий по экологическому воспитанию.