РУС БЕЛ ENG

Педагогический совет-деловая игра "Экологическое воспитание как важный аспект личностного развития обучающегося, социально активного и экологически грамотного гражданина"

13.05.2023

Педагогический совет

(деловая игра)

Тема: Экологическое воспитание как важный аспект личностного развития обучающегося, социально активного и экологически грамотного гражданина

Цели педсовета:

проанализировать состояние экологического вос­питания учащихся  и наме­тить пути совершенствования в данном направлении;

совершенствовать работу в школе по формированию у  учащихся экологической культуры.

Для успешного проведения педагогического совета-деловой игры весь педагогический коллектив разбиваются на микрогруппы. Каждой группе учителей заранее даются задания.

Творческие задания педагогам

1-й группе педагогов. Как вы понимаете термин «эко­логия»? Что подразумевает «экологическое воспитание»?

Само слово, «экология» образовано от греческих слов «экое»- дом, «логос» – наука. То есть экология в широ­ком смысле — наука о доме, в котором мы живем. В бо­лее узком смысле экологией называют науку «об от­ношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания? Сформулируйте свою цель из при­веденных ниже вариантов:

цель экологического воспитания учащихся – научить  правильно строить взаимоотно­шения с окружающим их большим миром;

целью экологического воспитания учащихся является формирование осознанно пра­вильного отношения к явлениям, объектам живой и не­живой природы, которые составляют их непосредствен­ное окружение в этот период жизни;

цель экологического воспитания – изучение объектов живой и неживой природы, т. е. ознаком­лением с окружающим миром;

цель экологического воспитания – познание живого во взаимоотношениях со сре­дой обитания и выработка у учащихся на этой основе правильных форм взаимодействия с окружающим миром.

2-й группе педагогов.  Пожалуйста, закончите предло­жение: «Для того чтобы экологическое воспитание и об­разование принесло наибольший эффект и пользу в раз­витии учащихся, ...». Какие, на ваш взгляд, проблемы существуют в работе учреждений образования по экологическому воспитанию детей?

На ком, по вашему мнению, лежит основная нагруз­ка и ответственность в экологическом воспитании – на педагоге-биологе, который проводит занятия в рамках экологического воспитания, или на всех  учителей, которые, не ограничива­ясь учебными занятиями, вводят элементы экологичес­кого воспитания во все виды деятельности?

3-й группе педагогов. Как вы думаете, какую роль в эко­логическом воспитании играет формирование у учащихся бережного отношения к природе? Насколько оно важ­но для успешного усвоения  учащимися  экологических зна­ний? Насколько актуальна данная проблема в обществе?

4-й группе педагогов. Расскажите, как вы будете диагностировать следующие знания, умения и навыки учащихся:

Владение навыками экологически безопасного по­ведения в природе;

Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

Умение проводить простейшие опыты, знание пра­вил безопасности;

5-й группе педагогов. Постарайтесь смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести на уроках, внеклассных мероприятиях.

6-й группе педагогов.  Назовите  методы и приемы формирования экологической культуры из опыта работы.

 

Вступительное слово (доклад) заместителя директора шко­лы по основной деятельности об актуаль­ности темы педсовета.

Из членов педсовета формируется эк­спертная группа. Она оценивает ответы и выполнен­ные задания.

Педагогический совет проходит в два этапа:

практико-моделирующий;

практико-игровой.

 

Практико-моделирующий этап.

Слово по очереди предлагается каждой группе педагогов. За их выступлениями внимательно следит экспертная группа и оценивает каждое выступление коллег.

 

Практико-игровой этап

На втором этапе педсовета проводится деловая игра, которая состоит из трех частей.

Каждый ее этап регламентирован. В конце подводит­ся общий итог. Отмечаются победители игры и всего педсовета (с учетом первого этапа). В игре участвуют группы педагогов, т.е. оценивается ответ сразу всех членов группы.

1-я часть. Разминка.

Вопросы задают каждой группе по очереди:

Что означает термин «экология»?

Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране, районе, деревне?

В чем сущность экологического воспитания  учащихся. Каково влияние экологии на здоровье детей?

В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конк­ретно берете вину на себя как учитель?

Какова основная роль педагога в экологическом воспитании учащихся?

В какой совместной деятельности с учащимися вы мо­жете практически способствовать охране природы?

Перечислите классиков русской, зарубежной лите­ратуры, воспевавших природу в своих произведениях.

Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.

Вспомните народные приметы о природе.

Вспомните и прочтите наизусть стихи о природе (1-2 стихотворения от группы педагогов).

2-я часть. Решение педагогических ситуаций. Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть с позиции нескольких пар на каждую ситуацию. Эксперты оценивают более рациональное решение.

  1. На лесной поляне играют четверо детей от шести до восьми лет. Самый маленький кричит: «Давайте пой­маем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, иду­щий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать ба­бочке крылышки?» Тот, немного помолчав, отвечает: «Просто так...»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Ка­ковы методы и приемы воспитания у учащихся  бережного отношения к природе?

  1. Девочка шла домой из школы через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всем классом поливали их. Но мать была занята собственными мыслями.

— Почему ты меня не слушаешь? — спросила девочка и вырвала руку.

— Это что еще за капризы?! — вспыхнула мать и, сло­мав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступ­ка матери?

  1. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают вет­ки молодого деревца. У каждого в руках уже по боль­шой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред ра­стениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с ма­терями (с детьми)?

  1. Вы сделали замечание детям, которые выбрасывали пустые бутылки в пруд. Как только вы отошли на несколько метров, дети опять взялись за это дело. Ваши действия?
  2. Пришли с учениками в лес на экскурсию. Несколько ваших учеников громят муравейник. Как вы объясняете ученикам, сколько ущерба приносят они природе?
  3. Несколько ваших учеников хвастаются, что весной набрали много березового сока. Как вы поступите с ними?

 

Подведение итогов игры. Эксперты называют оцен­ки каждой микрогруппы за первую часть педсовета (вы­полнение домашнего задания) и за вторую (игровую часть) отдельно. Затем подводится общий итог.

Затем предлагается обсудить проект решения педсо­вета, выслушать предложения педагогов.

Предложения в проект решений:

  1. В течение 2023/2024 учебного года воспитателям дошкольного образования активизировать работу по составлению каталога игр и опытов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, результаты работы представить до 01.04.2024.
  2. Учителям начальных классов, проводящим факультативное экологическое занятие «Экологическое краеведение», до 01.04.2024 подготовить материалы и планы занятий на основе краеведческого материала для составления сборника и распространения среди учреждений общего среднего образования Березинского района.
  3. Руководителям объединений по интересам экологического направления «Школьное лесничество» и «Зеленый патруль» продолжить работу по формированию экологической культуры учащихся в сотрудничестве с Богушевичским лесничеством, Багушевичской интегрированной библиотекой-клубом и другими местными организациями.
  4. Учителям-предметникам:

4.1. в течение следующего учебного года использовать воспитательный потенциал своих учебных предметов в целях экологического воспитания обучающихся;

4.2. до 01.04.2024 представить лучшие разработки учебных занятий по данной тематике для формирования методического сборника.


Анкета «Моё отношение к экологии»

(для учащихся 5-9 классов)

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

(в некоторых вопросах возможен выбор нескольких вариантов ответов)

 

1.Любите ли Вы природу?

а) да; б) нет.

Почему? _____________________________________________________________________

2.Что такое «экология»?

а) наука, изучающая происхождение Земли;

б) наука об окружающей среде, доме человека, его взаимодействии с этой средой и пути обеспечения условий для ее жизни;

в) миропонимание, которое включает в себя и сознательное отношение ко всему сущему, и его активная защита.

3.Существуют ли экологические проблемы в Богушевичах (Березинском районе)?

а) да; б) нет.

Если да, то какие проблемы Вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?

а) там будет поле, которое можно использовать для сельского хозяйства;

б) разрушатся почвы;

в) ухудшится воздух;

г) нарушится природный баланс, что может привести к негативным последствиям.

 

5. Почему нельзя в реке мыть автомобиль?

а) гибнет рыба;

б) бензиновая пленка препятствует поступлению кислорода;

в) это плохо;

г) автомобиль разрушается.

 

6.Волнует ли вас судьба природы?

а) да; б) нет.

Почему?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Перечислите основные правила поведения на природе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как бы Вы поступили с людьми, которые загрязняют окружающую среду?

а) проводить разъяснительную и агитационную работу;

б) заставить убирать после себя;

в) наложить денежное взыскание;

г) не трогать их, потому что все равно не будет результата.


 

Анализ результатов анкетирования

Вопрос 1: Любите ли Вы природу?

Цель первого вопроса о любви к природе – выявить, в чем заключается любовь к природе, как ученики относятся к природной среде.

На данный вопрос все ученики ответили утвердительно. 

Ответы были  разными: она красивая, на природе можно расслабиться, подышать свежим воздухом; природа дает нам кислород, благодаря ему мы  дышим; природа –это звери, воздух, красота; без природы не было бы человека.

 

Вопрос 2: Что такое «экология»?

Цель вопроса: определить уровень теоретических знаний; выяснить степень понимания понятия «экология».

Вывод: 80% ответили, что экология – это и наука, и миропонимание.

 

Вопрос 3: Существуют ли экологические проблемы в Богушевичах (Березинском районе)?

Цель вопроса: определить уровень осведомленности учащихся по вопросам существования экологических проблем в аг.Богушевичи или Березинском районе в целом.

Вывод: на данный вопрос ученики почти стопроцентно ответили, что проблемы существуют, особенно острые – загрязнение реки, загрязнение почвы и атмосферы от транспорта, стихийные свалки. Большинство учащихся понимают, что экологические проблемы существуют и к тому же требуют немедленного решения.

 

  1. Вопрос: Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?

Цель вопроса: определить уровень понимания проблемы уничтожения лесов, бездумного вмешательства человека в жизнь природы, нарушение природного баланса.

Вывод:   90% понимают, что уничтожение лесов приведет к катастрофическим последствиям изменения климата; ухудшение почв; гибели редких представителей флоры и фауны.  10% ответили, что возрастет количество сельскохозяйственных угодий, и это является весьма позитивным фактором для местности сельского типа. Как видим, не все учащиеся понимают катастрофичность истребление лесов.

 

Вопрос 5: Почему нельзя в реке мыть автомобиль?

Цель вопроса: определить уровень понимания проблемы загрязнения водоемов; формировать чувство хозяйского отношения к окружающей среде.

Результат тестирования:  70% ответили, что моющие средства и бензиновая пленка вредно влияют на жизнедеятельность водоемов – гибнет рыба.  30%  считают, что разрушается автомобиль, и это плохо. Как видим, не   все учащиеся  понимают суть проблемы загрязнения водоемов и готовы решать ее.

 

Вопрос 6: Волнует ли вас судьба природы?

Цель вопроса – определить, нужно ли беспокоиться о судьбе природы, что именно ей угрожает; формировать чувство ответственности за состояние природной среды.

Вывод: на данный вопрос ученики стопроцентно ответили, что судьба природы им не безразлична, поскольку если погибнет природа – погибнет человечество.

 

Вопрос 7: Перечислите основные правила поведения на природе.

Цель данного вопроса – оценка экологической компетенции и уровня экологического воспитания школьников.

Результаты данного вопроса у каждого ученика различны, однако общие правила поведения на природе опрашиваемые знают  (не загрязнять природу, не  разбрасывать мусор, убирать после  себя мусор, не  рубить  лес)

 

Вопрос 8: Как бы Вы поступили с людьми, которые загрязняют окружающую среду?

Цель вопроса: учить учащихся замечать нарушения и нарушителей, быть готовыми защитить окружающую среду; воспитывать желание вести разъяснительную и агитационную работу среди населения с целью улучшения состояния природной среды; учить самостоятельно мыслить, находить рационализаторские решения поставленной проблемы. Ответы на данный вопрос распределились следующим образом

Вывод: на данный вопрос  70% ответили, что нужно заставить убирать после себя;  30% ответили, что нужно проводить разъяснительную и агитационную работу;  50% отметили, что следует наложить денежное взыскание, и 1 человек высказал мнение, что не следует задевать нарушителей, т.к. все равно не будет результата. Как видим, большинство учащихся понимают, что ситуацию можно изменить к лучшему; готовы включиться в работу; хотят сделать свой вклад в дело сохранения окружающей среды.

 

Результаты анкетирования явились хорошей информационной базой для определения уровня экологического воспитания наших учащихся, что необходимо для подготовки занятий и других мероприятий по экологическому воспитанию.